МБДОУДСКВ "СНЕЖИНКА"
«Воспитание у детей любви к Родине, через изучение истории родного края».Журнал «Дошкольное воспитание» (краеведение) Соколова Галина Михайловна Воспитатель НМБДОУ ДСКВ «Снежинка» П.г.т. Новоаганск
Патриотическое воспитание является наиболее актуальной проблемой сегодняшнего дня для подрастающего поколения. Задачами воспитания патриотов, является любовь к своей семье, детскому саду, улице, поселку, культуре своего народа, толерантного отношения к людям других национальностей, уважительного отношения к людям труда, родной земле. Актуальными, важными являются все задачи, и от решения отказаться нельзя ни от одной. Воспитывая у детей любовь к родному поселку, району, округу, мы подводим к пониманию, что это все часть нашей великой Родины. Быть патриотом, гражданином - это обязательно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с уважительным отношением к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Для нас малая Родина –Ханты –Мансийский округ- Югра, культуру которого невозможно представить без искусства, где раскрываются истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрируются его моральные, эстетические ценности и которые являются частью его истории. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Детей необходимо знакомить с культурой родного им края, так как более близки и понятны сведения краеведческого характера и вызывают у них познавательный интерес. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к национальным, культурным богатствам. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в этой области связано с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его людях, традициях, культуре, природе, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине. Из вышесказанного возникает противоречие между широкой изученностью вопроса о патриотическом воспитании вообще и недостаточной разработанностью данного вопроса о малой Родине: Ханты-Мансийском автономном округе - Югра и гп. Новоаганск. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность проекта и его проблему: как обеспечить формирование представлений о малой Родине? Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы нашего опыта работы: проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников старшего возраста «Уголок России - отчий дом». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений, а дальше этот «образ» переносится на восприятие детского сада, любимого поселка, округа, то есть все, то, что мы называем малой Родиной. Это чувство «любви к ближнему окружению» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Проект разработан на два года и состоит из двух разделов: · 1 раздел «Новоаганск- мой дом родной». · 2 раздел « Ханты - Мансийский автономный округ- Югра» Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину. Объект: процесс формирования представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о малой Родине. Предмет: знания воспитанников старшего дошкольного возраста о малой Родине. Гипотеза проекта: формирование представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о малой Родине будет эффективным, если включить в работу изучение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и гп. Новоаганск.: Задачи: - формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности; - формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через знакомство с родным поселком; - развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, детскому саду, дому, улице, поселку; - формировать представления детей о географических, социальных, экономических особенностях малой Родины; - расширять представления о национально- культурных традициях и основных профессиях округа; - воспитывать любовь к природе малой Родины, гордости за свой край. Направления проектной деятельности: 1. Информационный блок: изучение теоретических материалов, сбор информации о познавательном интересе к истории и культуре родного края. 2. Технологический блок: составление комплексно-тематического плана и разработка конспектов непосредственно - образовательной деятельности. 3. Организационный блок: оснащение предметно-развивающей среды: организация уголка патриотического воспитания «Моя Югра»; оформление альбомов: «Моя семья», « Детский сад», «Прошлое и настоящее Новоаганска»; «Первопроходцы, первооткрыватели», «Жизнь народов Севера», «Культура и быт народов Ханты», «Хантыйский фольклор». Общий вывод по итогам работы В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Для проекта был отобран наиболее актуальный материал для изучения. Так в группе комбинированной направленности 6-го года жизни были подобраны темы «Моя семья», «Улицы нашего поселка», «Родной детский сад». Оформлены стенды: «Семь Я», « Моя мама лучше всех»; альбомы «Экскурсии по поселку», « Новоаганск–мой дом родной». Оформление альбомов о людях, в честь кого названы улицы поселка, пробудило у детей интерес узнать историю своей улицы. Тематика проекта для воспитанников группы комбинированной направленности 7-го года жизни, расширилась и включены темы на изучение Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. Оформлены альбомы по темам: «Первопроходцы», «Народы Севера», карта «ХМАО -Югра»,так же оформлен уголок «Моя Югра».Весь этот материал обогащает представления детей о родном крае, положительно отражается на развитии каждого ребенка. В группе создана развивающая среда, где дети могут свои впечатления от увиденного отражать в творческих работах: рисунках, поделках из глины, пластилина, природного и бросового материала. Просмотр видеофильмов о поселке и крае вызывает у детей интерес, который является тем эмоциональным фоном, когда усвоение достаточно сложной информации идет легко и непринужденно. Важно отметить, что родители активно принимали участие в реализации проекта. Наблюдения, экскурсии, совместные праздники создают положительную мотивацию к познанию, воспитанию нравственно- патриотических качеств у воспитанников. В конце проекта результаты диагностического контроля показали, что знания детей о родном поселке, округе достаточно осознанные, глубокие. Дети усвоили позитивное поведение в природе и обществе, знают полный домашний адрес. Появился интерес к истории родного края, духовным ценностям. Родители ориентированы на нравственно- патриотическое воспитание детей в семье. Между детьми и родителями установились прочные дружеские, партнерские отношения.
3 февраля 2014 в 08:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.